НАШ АДРЕС: 620027,
                                                                                                                                                                                                                                                         Екатеринбург, 
                                                                                                                                                                                                                                                         ул. Восточная, дом 18
                                                                                                                                                                                                                                                         телефон: 8(343)237-82-81
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   E-mail: ekb_mdou288@mail.ru   
                                                                                                                                                                                                                                                                          


Официальный сайт


      Муниципальное бюджетное дошкольное
               образовательное учреждение
        детский сад № 288

                                             г.Екатеринбург


Главная » Статьи » Наши специалисты » Учитель-логопед

Консультация логопеда

Подготовка к обучению письму

Письмо – сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. Подготовка к обучению письму требует специального воздействия на ребенка, включающего систему специальных игр, упраж­нений и заданий. Чтобы ребенок не утратил интерес к этому виду деятельности, это должна быть не меха­ническая тренировка, а осознанная творчес­кая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

Работа по подготовке к обучению письму ведется по следующим направлениям:

·         Развитие мелкой моторики рук: паль­чиковые игры; игры типа «Лего», «Мозаика», «Конструктор»; рисование; ручной труд (лепка, аппликация и т.д.)

Также необходимо формировать правильный захват орудия письма: карандаш держат тремя паль­цами – большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а ука­зательный сверху. Верхний конец каранда­ша направлен в плечо. При правильном за­хвате указательный палец должен легко приподниматься, при этом карандаш не па­дает.

·         Подготовка к технике письма: развитие пространственной ориентировки (относительно себя, относительно какого-либо предмета и относительно чело­века, стоящего напротив). 

          Если ребенок испытывает трудности в раз­личении левой и правой сторон, то при обуче­нии грамоте часто возникают проблемы в усвоении зрительного образа букв (наблю­дается склонность к их «зеркальному» изоб­ражению). Поэтому ребенок должен знать, где у него правая (левая) сторона туловища, ориентироваться как  в своих частях тела, так и относи­тельно себя (над головой – верх, под нога­ми – низ, за спиной – сзади, перед собой - спереди).

          Самым сложным для ребенка является ориентировка по отношению к человеку, который стоит напротив. «Зеркальное» отраже­ние ребенок запоминает труднее, но и это он должен усвоить с помощью упражне­ний.

Для формирования представлений ребенка о пространственных отношениях между пред­метами можно использовать сюжетные кар­тинки. Например, предложить ребенку выполнить такие упражнения:

- показать, какая из птиц сидит на дереве вверху, а какая – внизу, какая из них сидит выше, а какая ниже;

показать, что на картинке изображено далеко, что близко;

сравнить предметы, изображенные на картинке, между собой (выше – ниже, впе­реди – сзади, справа – слева);

назвать расположение изображений по отношению к ребенку.

          После того как дети усвоили полученные знания по ориентировке в пространстве, необходимо перейти к тренировкам по ориентированию на листе бумаги. Например, попросите ребенка нарисовать в правом верхнем углу солнышко, в нижнем правом уг­лу – цветок и т.д.

        После усвоения знаний по ориентировке на листе бумаги можно познакомить ребенка с разлиновкой и научить ориентироваться в ней.

         В рамках подготовки к обучению письму детей знакомят с понятием «разлиновка», с разлиновкой «линейка», с дополнительными опорными линиями. Через игровые упраж­нения закрепляют умения ориентироваться в «линейке», а затем печатать в ней элемен­ты букв и сами буквы. Важно также объяснить детям какие ли­нии считаются параллельными. Нарушение параллельности необходимо показывать на­глядно. Печатание букв школьного шрифта может выполняться только тогда, когда ребенок сам хочет это делать, и когда сформированы предпосылки к письму.

        Прежде чем давать ребенку задание на написание элементов букв и самих букв  необходимо, чтобы он усвоил правило: при письме все горизонтальные линии ведутся слева направо, все верти­кальные и наклонные – сверху вниз.

·         Анализ образа букв.

                  Этот процесс состоит из умения ребенка определять:

количество элементов (сколько элемен­тов составляет букву?);

характеристику элементов (какие это элементы?);

-пространственное расположение эле­ментов в букве.

 

Категория: Учитель-логопед | Добавил: Админ (09.10.2013)
Просмотров: 293