НАШ АДРЕС: 620027,
                                                                                                                                                                                                                                                         Екатеринбург, 
                                                                                                                                                                                                                                                         ул. Восточная, дом 18
                                                                                                                                                                                                                                                         телефон: 8(343)237-82-81
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   E-mail: ekb_mdou288@mail.ru   
                                                                                                                                                                                                                                                                          


Официальный сайт


      Муниципальное бюджетное дошкольное
               образовательное учреждение
        детский сад № 288

                                             г.Екатеринбург


Главная » 2016 » Май » 23 » О границах и допустимости их пересечения
11:04
О границах и допустимости их пересечения

Права ребенка.

Разговор о них идет во многом формальный. На уровне законов ребенок защищен.
 

Но он не умеет и не может воспользоваться этими законами сам для своей самозащиты. А в "минуту жизни трудную", когда он зависит от воли и власти конкретных взрослых или других детей - чаще всего некому оказать ему помощь.

А взрослые нарушают.

Что есть свобода? По определению свобода сопрягается с ответственностью и её границами. "Свобода ваша кончается там, где начинается свобода другого человека". Вы не имеете права кричать на ребенка, хватать его за руку и тащить туда, куда ему не надо, а надо только вам. Сначала сделайте так, чтобы он сам захотел этого. Это называется работа с мотивацией. Не можете мотивировать? - имеете право только на то, чтобы оставить его в покое.

Ребенок - человек или пока нет?

Те взрослые, кому поручена временная возрастная недееспособность ребенка, к сожалению, очень часто убеждены, по старинке, что нет, ребенок - пока не человек, а человеком только станет. А пока - что?

Да. Увы. Пока свобода ребенка поручена родителю-опекуну-учителю-воспитателю-старшей сестре/брату - они могут делать с его свободой то, что считают нужным. Чисто в силу мелкости-слабости-недоумия. В том числе нарушать его права, границы дозволенного им самим или даже границы допустимого законом.

Сегодня мое размышление посвящено не родителям. О них отдельно.

Я хочу обратиться к педагогам.

Мне очень часто хочется задать вопрос и иногда у меня получается его задать конкретным людям, хотя часто и не получается.

Вопрос этот звучит так - ЗАЧЕМ вы кричите на ребенка, на детей? ЗАЧЕМ вы ему/им угрожаете? (карами-наказаниями, записями-жалобами в дневник, постановкой в угол, визитом к директору/завучу, отчислением из школы, посадкой в тюрьму... эцэтэра, список огромен)

Не ПОЧЕМУ, а именно ЗАЧЕМ?

ПОЧЕМУ - это вопрос причины. Причины, так или иначе, ясны.

ЗАЧЕМ - вопрос целесообразности.

ЦЕЛЬ - главная путеводная звезда педагога и по ней определяется его компетентность.

Хотите увидеть варианты ответов мне от педагогов на этот вопрос?

Вот они:

- Чтобы слушался

- Чтобы услышал, наконец, что я прошу!

- Чтобы понял что я ему/им объясняю!

- Чтобы не вертелся (был внимательным)

- Чтобы прекратил своё безобразное поведение!

- Да он/они мне еще спасибо скажут!

и т.д. и т.п. и пр., в основном эмоциональные высказывания.

То есть цели педагогов в данных ситуациях исходят из ощущения бессилия, некомпетентности педагогической, неумения привлечь внимание, объяснить понятными и интересными ребенку словами и способами свои требования. Из нежелания помочь, поддержать другого (его, ребенка) на трудном пути взросления или учения.

Но исключительно из желания облегчить сию секунду свою педагогическую беспомощность. Где-то из эгоизма, но в подавляющем большинстве из непонимания своей педагогической функции, своей роли в жизни этих детей/ребенка, из большой жизненной ошибки в выборе профессии, в которой страшно признаться самому себе. Или же из неприятия вот этих, конкретных детей, вот этого, конкретного класса/группы.

В любом случае все эти цели не педагогические. Они не направлены ни на его развитие, ни на учение его, ни на его взросление или какие-то выборы им вариантов поведения.

Ведь подумайте - к каким результатам приводит окрик? К вниманию-пониманию? Нет, только к повороту головы в вашу сторону и удивление крику.

К каким результатам ведет угроза или физическое воздействие (педагог открутила ухо)? Вы думаете к пониманию? - Нет, к парализованности страхом и полному непониманию чего хочет от него эта злая женщина. Страх и понимание - абсолютно противоположные, блокирующие друг друга вещи.

А ведь основная функция и цель деятельности педагога, и арсенал методов-средств имеют право быть только педагогическими.

Ну нет у педагога права использовать карательно-дисциплинарные методы, методы наказания, выходящие за рамки педагогических. Говоря о педагогических методах наказания я имею в виду то, что лишение ребенка на какое-то время своего, значимого для него (референтного) взрослого, внимания или заслуженной/незаслуженной похвалы/поддержки/заботы - это суть самые суровые, но педагогические наказания. Эти наказания исходят из позиции уважения к ребенку, но последовательных требований к нему.

Поэтому крики, ругань, щелчки-тычки, заклеивание рта скотчем и пр. - эти жесткие НЕ педагогические методы по закону должны пресекаться вплоть до увольнения или уголовного преследования в случае нанесения психологических или физических травм.

Когда я повторяю эту свою позицию, то слышу от педагогов вопрос - А КАК ТОГДА? КАК справиться с ним/с ними, как установить и держать дисциплину?

Отвечаю - своим педагогическим поиском, чтением и саморазвитием/самообразованием, педагогической рефлексией (правильно ли я поступаю?) и децентрацией (как бы я себя чувствовал/что бы делал на его месте?).

И так в каждом тяжелом/спорном случае. И это - в системе постоянно чередующейся развивающей деятельности вместе с детьми. Не их загружать учебой, а вместе с ними загружаться, учиться снова и снова тому, что у вас написано в программе и что ждут от вас все. Дети усваивают знания-умения в этой деятельности, а педагог ищет и усваивает методы педагогические, всё новые и новые в его арсенале.

Ведь педагогическая некомпетентность рождается из трёх китов:

1 КИТ: неправильный выбор профессии (ну бывают такие жизненные ошибки);

2 КИТ: недоученность профессиональная

То есть буквально педагог не читал/не видел в глаза поистине огромного багажа методик, оставленного нам предшествующими поколениями педагогов от Сократа до наших дней. Там все ответы на вопросы КАК. Там такие же точно дети доводили таких же точно педагогов, но те педагоги НАШЛИ нужные методы и ими с нами поделились. А мы не хотим их узнать. Чисто из-за лени, я считаю.

Вспомните, хотя бы, какую самую первую статью в своей молодой педагогической жизни написал педагог Ушинский? Он написал статью под названием "О пользе педагогической литературы".

Вот этот, второй КИТ, самый обнадеживающий при взгляде на педагога. Если педагог ХОЧЕТ НАЙТИ, то ГДЕ найти - множество способов есть. Спросите меня где? Список приложу

3 КИТ: неуважение к ребенку

И если его не решит преодолеть сам педагог, то этот кит может стать нерешаемым и присоединится к первому киту. Ибо только из уважения может родиться понимание. А точнее сказать ВЗАИМОПОНИМАНИЕ.

И без него - никуда в этой сфере. Попробуйте представить себя на месте ребенка? Попробуйте почувствовать как ему трудно, непонятно с его маленьким багажом знаний и умений справиться со своим огромным потенциалом развития и стихией движения по этому пути в таком незнакомом и опасном мире? Попробуйте представить как он нуждается в вашей помощи, поддержке, сочувствии и восхищении? Может получится начать уважать его за это? Ему нужна ваша любовь и восхищение, а вы можете дать только критику и порицание, а то и ненависть? - уходите из профессии! Уходите решительно, не оглядываясь. Это - не ваше. И деньги эти покажутся вам горькими, как полынь, даже если вам заплатят сверх меры.

Есть еще один вопрос о границах.

Возможны ли ситуации, когда взрослый/педагог имеет право нарушить границы свободы и права ребенка?

Да. Есть такие ситуации. Да, взрослый имеет право нарушать свободу и права ребенка - только тогда, когда ребенку/детям грозит опасность, а ребенок/дети этой опасности не видит. Когда ребенка хватают грубо, затыкают ему рот и тащат в неизвестном ему направлении исключительно для спасения его жизни или здоровья - тогда да, взрослый безусловно прав и имеет право на подобные деяния. И если спасет - то он герой, настоящий Педагог.

И еще без чего педагог не проживет и дня.

Без чувства юмора в этой древней профессии нельзя никак.

Попробуйте, вместо раздражения и озверения - улыбнуться, пошутить, найти смешное и в их поведении, и в своих реакциях на их проделки?

И уверяю - у вас всё получится!

 

Категория: Философское о природе детства | Просмотров: 76 | Добавил: Админ | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]